Часто можно услышать: «Причина бед подростков в том, что у них занижена самооценка». Во-первых, что есть самооценка в психологии? Это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Дети с рождения имеют завышенную самооценку. Это, конечно, явление, подогреваемое родителями, — малыш для них центр Вселенной, их мир. Им постоянно восхищаются, ему всегда демонстрируют свою любовь.
По мере взросления самооценка начинает падать: родители все чаще ругают ребенка, он встречается с социумом, который разбивает его представления о себе.
И вот к 9–10 годам это падение достигает самой низшей точки. Исследователи единодушны в описаниях особенностей самооценки детей этого возраста, отмечая ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте. С. Л. Рубинштейн, характеризуя процесс развития самосознания у подростков, проводит его через ряд ступеней — от наивного неведения в отношении себя к все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценке.
Конечно, есть факторы, которые могут как благоприятно, так и разрушающе действовать на ребенка:
- взаимоотношения с родителями и другими членами семьи;
- занимаемое положение (авторитет) среди сверстников и друзей;
- успехи в обучении и отношение учителей;
- физиологические данные (внешность) и успехи (сила, выносливость, ловкость), а также личные достижения, например в спорте или танцах;
- особенности характера.
Есть такой мини-тест: если вы ответите на вопросы, приведенные ниже, более 5 раз «да», то имеет смысл подумать о помощи вашему ребенку. Итак, есть ли у вашего ребенка подобные «симптомы»:
- нежелание контактировать со сверстниками, отказ от посещения массовых мероприятий и прогулок;
- возникновение повышенной тревожности, паники;
- уверенность в том, что ничего не получится, а если вышло, то это случайность;
- отказ от публичных выступлений в школе или на семейных мероприятиях;
- зависимость от мнения окружающих;
- подражание своим одноклассникам или экранным образам;
- замкнутость, нежелание делиться своими мыслями, предположениями, проблемами и происходящими событиями (в школе или на улице).
Как же могут помочь ребенку родители или близкие люди в такой ситуации?
- Не отзывайтесь негативно о внешности своего ребенка, лучше помогите ему: подберите специальные средства для борьбы с возникшими проблемами (прыщами, лишним весом, неприятным запахом).
- Делая замечание, не критикуйте самого ребенка, а высказывайтесь только по поводу его поведения или поступков.
- Регулярно хвалите, но только конструктивно, то есть за то, что не является его обязанностями или обычным делом.
- Не сравнивайте успехи собственного ребенка с достижениями других детей.
- Уважайте подростка: спрашивайте и прислушивайтесь к его мнению, считайте равным и ни в ком случае не унижайте его достоинство.
- По возможности материально обеспечьте подростка всем необходимым: телефоном, персональным компьютером, одеждой.
- Следите за его внешним видом, чтобы он не ходил в грязном и рваном, а также помогите найти его собственный стиль одежды и научите правильно сочетать вещи.
- Помогите достичь чего-то самостоятельно, развить свои способности, но главное -их определите.
- Научите ребенка отказывать, тогда его не смогут использовать в своих целях другие люди и будут больше уважать ровесники, что приведет к повышению самооценки.